Многие автовладельцы считают, что менять масло в автоматической коробке переключения передач — дело бессмысленное. Половина из них предпочитает не делать этого совсем, другая вспоминает через годы: «Мне же надо поменять масло!»
Между тем, в трансмиссионную смазку попадает грязь. Жидкость густеет, теряет свойства и не доходит до деталей, вследствие чего они перегреваются. Коробки изнашиваются, и их становится проще заменить на новые, чем «подрихтовать». Сегодня я хочу разобраться, как часто менять масло, чтобы трансмиссия работала долго и исправно.


Функции трансмиссионного масла
Без масла деталям коробки придется несладко. Трансмиссия — сложная конструкция из сотен деталей, которые непрерывно трутся друг о друга. В итоге автомобиль плавно везёт нас на работу, домой и на природу, а в это время масло:
— смазывает зубчатые колёса, подшипники и механизмы управления, уменьшая трение и износ механизмов;
— охлаждает детали, передавая тепло радиатору;
— обеспечивает плавное переключение передач и снижает шум;
— спасает коробку передач от коррозии и ржавчины.
Когда состояние масла ухудшается, возрастает износ механизмов трансмиссии. Работа коробки становится менее эффективной. И не играет роли, ездите ли вы спокойно, агрессивно или жёстко — масло деградирует в любом случае.
Причины замены масла
Очевидные — влияние климата и экологии. Пыль на дороге просачивается в зазоры, попадая в том числе и в смазывающую жидкость. Кроме того, масло загрязняется продуктами собственной деструкции и частицами износа подшипников, фрикционов и накладок блокировок.
Второе, что сказывается на состоянии масла — положительная или отрицательная температура. И здесь второй вариант скорее будет плюсом, чем минусом. Поскольку механизмы коробки могут нагреваться до 150°C. В жару этот показатель будет ещё выше.
Автомобили ранних лет с четырёхступенчатыми автоматами меньше подвергались износу. Рабочая температура масла в коробке сохранялась в пределах 80-90 °C, а количество переключений было невысоким. В современные коробки встроено и 5, и 7, и 12 ступеней. Значит, деталей будет больше. Добавим сюда плотность движения и переключение на малой скорости — получим износ моторного масла, возрастающий пропорционально количеству передач.
Если слить смазку через 30 тысяч километров пробега, то она напомнит, скорее, чёрный сгусток с пеной. Густота такой жидкости окажется гораздо выше, чем у свежей.
Как часто менять масло
Ответ на этот вопрос содержится в регламенте техобслуживания автомобиля, который можно найти в разделе документации. Например, в Kia Sportage смазка в АКПП обновляется на отметке 75 тысяч при ТО−5 или при ТО−6 — 90 тысяч километров в зависимости от модификации. Рекомендуется также каждые 20 тысяч проверять уровень жидкость, доливая её при необходимости.
При этом, как правило, производитель указывает, что частота замены масла зависит от условий эксплуатации автомобиля, пробега и других факторов. А опытные водители рекомендуют делать это либо каждые 25 тысяч километров, либо два года — зависит от того, что наступит раньше. Также есть смысл обновлять масло осенью, перед зимним сезоном, чтобы продлить ресурс «автомата».
Почему нельзя менять масло самостоятельно
Опытные водители единодушны в мнении, что масло необходимо менять только в сервисе. Там есть стенд с насосом, закачивающим жидкость в механизмы авто. Он создаёт давление в магистрали, выкачивая отработку и пуская новую.
Стоимость работ будет выше, поскольку способ требует больше масла: 5-10 литров синтетики. Но это цена спокойствия и уверенности в своём автомобиле. Трансмиссия промоется полностью, а значит свежее масло не смешается со старым
Незнание технологии и отсутствие инструментов приведёт к тому, что обновится в лучшем случае от 40 до 70% всего объема жидкости. То есть новое масло попросту потеряет добрую часть свойств, а интервал использования сократится.
К слову, я доверяю только официальным дилерским центрам . В ином случае можно попасться на удочку жуликов, которые не будут менять масло как надо. Его сольют через пробку в поддоне, как, например, сделали бы вы и сами в гараже, а потом просто дольют свежую порцию до нужного уровня. Поэтому лучше обезопасить себя от подобных рисков, тем более записаться на сервис можно онлайн на сайте Kia.
В АКПП важно регулярно менять масло, чтобы сохранить надёжную работу системы. Качественная смазка продлевает жизнь трансмиссии даже при жёсткой эксплуатации автомобиля. Меняя её вовремя, вы отодвигаете время до очередного обслуживания и получаете плавное переключение передач.