Устройство электрического стояночного тормоза
Когда конструкторы только начали модернизировать стояночную тормозную систему, результатом их работы стал электромеханический «ручник». Это решение напоминало классическую комбинацию: для активации тормозных механизмов применялся тросик, зажимавший колодки на задней оси автомобиля. Только, чтобы задействовать его, механическое усилие не требовалось — всю работу по натяжению кабелей выполняли небольшие электромоторы. Получается, и необходимость в рычаге отпадала — на смену ему пришла компактная кнопка.
Позднее разработка была усовершенствована, и конструкция стала полностью электрической. Именно этот наиболее современный и эффективный вариант устанавливается на автомобили Kia. Давайте разберём его устройство и принцип работы.
В такой системе полностью отсутствует механика — больше никаких тросов и тяг: конструкция стала суппорт-интегрированной. Алгоритм действия таков: когда водитель, стоя на месте или двигаясь со скоростью до 10 км/ч, нажимает на клавишу и в блок управления стояночным тормозом передаётся сигнал, два небольших электрических мотора, прикреплённых к суппортам заднего тормоза, сводят поршни с колодками, прижимая их тем самым к плоскости тормозного диска. Готово, теперь автомобиль прочно зафиксирован на месте и точно никуда не откатится.
Если же стояночный тормоз применяется для экстренного торможения, например, чтобы предотвратить аварийную ситуацию, дополнительно задействуется блок ABS. Он включает гидронасос — давление в тормозных контурах повышается, автомобиль замедляется, а после полной остановки встаёт на «ручник».
Преимущества электрического стояночного тормоза
Их довольно много, причём на всех этапах существования автомобиля — от создания на конвейере завода до повседневной эксплуатации в руках владельца.
▪️ Сокращение времени и затрат при производстве. Когда нет необходимости тащить через всё днище тросики и тяги, сборщикам нужно лишь подключить к общей электрической шине управляющий блок и установить электромотры на тормозные механизмы задних колес. За счёт упрощения компоновки и сборки производство автомобиля становится быстрее и дешевле.
▪️ Отсутствие громоздкого рычага в салоне. Когда рукоять между креслами заменяет небольшая кнопка, интерьер модели выглядит куда эстетичнее. Кроме того, появляется больше дополнительного пространства, в котором можно разместить что-то полезное: подстаканники, к примеру, или элементы управления другими системами автомобиля. А я лично обнаружил для себя ещё один плюс: когда выходишь из авто и берёшь лежащую на пассажирском сиденье сумку, она не цепляется за поднятый рычаг — раньше со мной такое нет-нет да происходило.
▪️ Простота обслуживания. Те, кто за рулём уже не один десяток лет, ещё помнят, что на автомобилях с классическим механизмом приходилось подтягивать тросик и регулировать зазоры. В современных системах «умная» электроника сама отслеживает зазор между колодками и диском каждый раз, когда активируется стояночный тормоз.
Однако это вовсе не значит, что на сервисе вам теперь делать нечего. Думаю, не стоит напоминать, что от состояния тормозной системы и исправности её работы, зависит ваша безопасность. Поэтому прошу вас, не пренебрегайте визитами в дилерский центр. Если чувствуете, что автомобиль стал менее эффективно тормозить — не подвергайте себя и близких опасности, запишитесь на ближайшую дату. А можно и просто заехать к дилеру в любой удобный день для диагностики тормозной системы или замены тормозных колодок, ведь эта операция входит в программу «Быстрый сервис». Сотрудники в течение часа осмотрят и обслужат ваш Kia, а вы тем временем попьёте кофе и отдохнёте.
▪️ Более эффективное торможение в аварийных ситуациях. Если вы активируете электрический стояночный тормоз для экстренной остановки, EPB задействует гидравлическую тормозную систему всеми четырьмя колесами и, как я писал выше, также механизм ABS. Помимо того, что скорость и мощность торможения в целом будут выше, автомобиль вдобавок будет ещё и более устойчив.
А вот тут я задумался. Выходит, если электрический ручник задействует всю гидравлику, а в ней по какой-то причине будет недостаточно тормозной жидкости, аварийный тормоз не сработает? К счастью, тут тоже всё предусмотрено: система будет работать даже при одной рабочей тормозной цепи.
Однако стоит помнить, что использовать стояночный тормоз для остановки движущегося ТС нужно только в чрезвычайных ситуациях. Его применение на обычных скоростях может привести к неожиданному изменению управляемости и потере контроля водителя над поведением автомобиля, а также поломке системы и даже созданию угрозы для безопасности. Поэтому пользоваться им нужно с особой осторожностью.
▪️ Возможность установки дополнительных опций и ассистентов безопасности. В качестве примера здесь можно назвать систему помощи при спуске. Помните, что раньше, когда вы съезжали с горки, скорость движения приходилось регулировать плавными нажатиями педали тормоза? Теперь эту задачу может взять на себя электроника.
Ещё одной полезной функцией стала система автоматического удержания. И о ней я хочу рассказать отдельно и более подробно.
Функция автоматического удержания (Autohold)
Для включения этой системы достаточно поднять и удерживать несколько секунд в таком положении клавишу EPB.
Когда функция активирована, стояночный тормоз будет активироваться каждый раз при полной остановке автомобиля. Удобно, когда вы останавливаетесь на светофоре или толкаетесь в пробках — нет необходимости постоянно держать ногу на педали тормоза.
Кроме того, трогание на подъёме также перестаёт вызывать опасения. Стоит вам нажать на педаль газа, стоя в горку, автомобиль тронется с места, не сдвинувшись ни на сантиметр назад при этом.
В общем, куда ни глянь — сплошные плюсы.
Возможно, противники прогресса — да-да, те самые люди, ворчащие, что новые автомобили всё больше и больше становятся «напичканы электроникой», — не смогут оценить все плюсы электрического стояночного тормоза. Если же говорить обо мне, я счастлив, что мы избавлены от архаичного дёрганья рычага, а поездки стали ещё более комфортными и безопасными.