

Так всё-таки прогревать или нет?
Широко распространено мнение, что современные автомобили в мороз прогревать не надо, поскольку система впрыска сама определяет необходимый состав топливовоздушной смеси и сначала готовит её для холодного двигателя, а по мере прогрева плавно меняет для «обычного». Хотя мы и согласны, что стоять и «молотить» прогревающимся двигателем, пока он не выйдет на штатную температуру, не стоит, но учитывать ряд правил не помешает. Чтобы правильно, можно сказать, «прогреть весь автомобиль». Ведь топливовоздушная смесь — далеко не всё, что нужно учитывать. К примеру, даже самое современное моторное масло в холод всё-таки становится гуще. Та же ситуация и с маслом трансмиссионным, и с амортизаторами, и со многими другими деталями и узлами.
И да, напоминаем, что вообще-то в России прогревание автомобиля во дворе жилой зоны больше пяти минут нарушает п. 17.2 правил дорожного движения. Это расценивается как «стоянка транспортных средств с работающим двигателем», и за такое нарушение формально светит, в зависимости от региона, штраф от 1500 до 3000 рублей.
Главное правило пуска мотора в мороз — не спешить
Итак, для начала попробуем облегчить жизнь аккумулятору перед пуском. Для этого выключаем ненужную нагрузку: фары, обогреватели стёкол и зеркал, печку. Что нужно, включим потом, когда двигатель начнёт крутить генератор.
Мы же помним, что трансмиссионное масло тоже густеет? Значит, отключим пока трансмиссию, то есть на автомобиле с механической трансмиссией выжмем сцепление. На «автомате» так не сделать, увы. Но педаль тормоза выжать всё равно надо, ведь в подавляющем большинстве случаев автомобиль с АКП без этого в принципе не завести.
Если есть возможность включить только зажигание, можно сделать это ненадолго, чтобы топливный насос подкачал топливо. Теперь, собственно, заводим автомобиль и включаем «тёплую» нагрузку — разные обогреватели. Вскоре (например, сразу, как счистите снег с автомобиля) можно будет включить фары и начать движение, но ехать поначалу нужно очень плавно — это как раз и нужно для того, чтобы прогрелось масло, коробка передач, амортизаторы и прочее. И конечно же, выкручивать пока ещё холодный двигатель точно не стоит.
Чего точно делать не надо: ошибки, которые приведут вас на сервис
Народные способы борьбы с холодом для пуска двигателя подчас не только бесполезны, но и вредны. Вот чего делать не стоит.
5 причин, почему двигатель не хочет запускаться в мороз
1. Сел аккумулятор
Севший аккумулятор — частая проблема в мороз. Без заряда не будет ни искры, ни импульса для старта мотора. Достаточным для беспроблемного старта считается заряд более 30%, но здесь работает правило «чем больше, тем лучше». Решений проблемы несколько.
Раньше для профилактики проблем с аккумулятором кто-то старался скинуть минусовую клемму перед стоянкой. В современных реалиях этот способ стал сомнительным. Сигнализации, спутниковые модули, видеорегистраторы, блоки телеметрии (для связи с мобильным приложением в вашем телефоне) — всё это хоть и «засыпает», но готово сработать. К тому же сброс клеммы сбросит и многие заданные вами настройки электроники автомобиля. Поэтому, если вы замечаете, что аккумулятор за ночь разряжается, полезнее найти утечку. Самому это сделать сложно, но специалист в фирменном сервисе поможет вам. А иногда автомобиль и сам сообщает о такой утечке, выдавая код ошибки на диагностическое оборудование. Это специалист-диагност увидит сразу.
Повторим важный момент, которого мы вскользь уже коснулись: пуск в мороз даёт повышенную нагрузку на аккумулятор, так что дайте автомобилю время подзарядить его, пусть первая поездка будет подлиннее, поездите подольше. Ну а если есть возможность сильно разрядившийся аккумулятор снять и подзарядить в тепле от сети, ещё лучше.
2. Свечи зажигания залиты топливом
Если двигатель пытались запустить много раз, при этом без результата, вероятно, к уже имевшейся проблеме добавилась ещё одна: свечи зажигания, залитые топливом. Ситуация неприятная и не всегда решается своими силами. Но попробовать можно.
Способ называется «режим продувки». Выжмите полностью газ и поработайте стартером 10 секунд. На механической коробке передач нужно выжать одновременно газ и сцепление, а АКПП сначала привести в положение P и удерживать педаль тормоза нажатой. После этого немного подождите: нужно дать бензину время стечь.
Если способ не помог, придётся открывать капот и разбираться, почему искра не проходит или слаба, но это уже тема для другой статьи.
3. Сломался стартер
Одна из причин, почему не запускается двигатель, возможно, в стартере. От времени года она не зависит, но может проявиться и в морозный день.
Обнаружить неисправность просто: после поворота ключа зажигания либо царит тишина, либо что-то в автомобиле начинает щёлкать (иногда характерное пощёлкивание раздаётся, когда слабый аккумулятор всё-таки пытается запустить стартер, но это щелчки другой частоты и другого тона, и они быстро прекращаются: аккумулятор устаёт окончательно). Стартер может сломаться внезапно, но часто это происходит постепенно. Поэтому, если у машины есть проблемы с зажиганием, не стоит откладывать визит на сервис.
4. Загустевшее моторное масло
Современные моторные масла для массовы моделей двигателей легковых автомобилей, как правило, всесезонные. Они имеют сдвоенную маркировку, допустим, 10W-40 или 0W-30. Так вот та часть маркировки, что с буквой W, – это зимняя (winter) вязкость. Согласно стандартам, до –25 °С прокачивается смазка с индексом 10W, до –30 °С — с 5W и до –35 °С — с 0W. Но, естественно, если речь идёт не о подделке, от которой можно ждать всё что угодно. Так что используйте то масло, которое рекомендовал для вашего автомобиля производитель, и приобретайте его в надёжных местах, например в дилерском центре. И если на носу зима, а для вашего автомобиля есть выбор вариантов масел разной вязкости, лучше выберите с запасом по температуре.
Чтобы не оказалось, что по маркировке масло вроде бы подходит, но на деле слишком загустело. А то придётся обращаться на сервис «Помощь на дороге» для профессионального отогрева. Есть ещё нюанс: по мере возрастного износа двигателя необходимая для него вязкость тоже может меняться, но это тоже не тема для обсуждения в рамках этой статьи.
5. Снег или замёрзший конденсат в выхлопной трубе
Если с автомобилем всё вроде в порядке, но двигатель отказывается запускаться, проверьте ещё и выхлопную трубу. Это вовсе не шутка. Бывает так, что её перекрыл замёрзший конденсат. Или ещё проще — замёрзший снег! Откуда ему там взяться? Допустим, если вы вечером парковались в достаточно глубоком снегу, а не на расчищенном пятачке и в конце немного сдавали задним ходом, «натаптывая колею», могли и зацепить снег. Или припарковали автомобиль кормой к сугробу и тоже не рассчитали расстояние, уткнулись глушителем. Остановившись, сразу заглушили двигатель,и продуться наконечник трубы не успел. Так что проверьте.
Что ещё важно помнить водителю в мороз

3. В любой непонятной ситуации проверяйте в руководстве по эксплуатации.
Зима — это время, когда автомобиль требует особого внимания и заботы. Правильная подготовка машины к холодам и регулярное техническое обслуживание помогут избежать множества проблем и сохранить ваш автомобиль в отличном состоянии.
Важно понимать, когда можно справиться своими силами, а в каких случаях лучше довериться профессионалам. Если двигатель не заводится или возникают сложности с аккумулятором, свечами или стартером, не спешите использовать народные методы. Иногда лучше сразу обратиться на сервис или вызвать профессиональную помощь, а не рисковать поломкой важных узлов автомобиля.