Что такое компрессия в двигателе и по каким причинам её может не быть

Компрессия двигателя — это один из ключевых показателей, по которому можно судить о состоянии мотора. Измерение давления в цилиндрах помогает вовремя обнаружить неисправности и продлить жизнь автомобиля. Предлагаю разобраться, что такое компрессия, как её измеряют, почему она может изменяться и на что стоит обратить внимание водителю, если показатели выходят за пределы нормы.
Пётр
редактор технического контента

Что такое компрессия в двигателе? 

По мере того как поршень движется к верхней мёртвой точке, внутри цилиндра нарастает давление. Это давление в конце такта сжатия топливовоздушной смеси и называется компрессией. Её используют, чтобы определять состояние агрегата.

Компрессия — показатель измеряемый. В норме компрессия для бензинового двигателя составляет 10–15 бар, для дизельного — 20–25 бар. Впрочем, с годами показатель может расти и уменьшаться в пределах 2–3 бар в обе стороны, что считается некритичным. 

Нередко в Руководстве по эксплуатации (обязательно к прочтению!) вместо бар встречаются килопаскали (кПа), килограммы на квадратный сантиметр (кг/см²) и фунты на квадратный дюйм (psi). Вот таблица стандартных и минимальных значений для Kia Rio.

  • Стандартное давление компрессии:
    1225.83 кПа (12.5 кг/см² или 177.79 psi) при 200–250 об/мин
  • Минимальное допустимое давление:
    1078.73 кПа (11.0 кг/см² или 156.46 psi)
  • Допустимая разница между цилиндрами:
    не более 98 кПа (1.0 кг/см² или 14 psi)

Почему компрессия в двигателе упала?

Если компрессия опускается ниже минимального показателя, но равномерно во всех цилиндрах — это признак того, что износ стенок цилиндров и поршневых колец, которые, к слову сказать, не зря ведь делятся на маслосъёмные и как раз-таки компрессионные, превысил допустимые показатели. Грядёт либо замена колец, либо капитальный ремонт двигателя. Но это просто результат долгой нормальной эксплуатации. 

А вот если возникает значительная разница между компрессией в разных цилиндрах — это верный признак какого-то механического повреждения, допустим, задира стенки того цилиндра, в котором компрессия ниже. Впрочем, это лишь поверхностное, теоретическое описание процесса. Например, избыточный нагар масла может в какое-то конкретное время компенсировать износ колец и стенок цилиндра — общая ситуация с состоянием двигателя при этом не улучшится. В каждом случае результаты замеров надо анализировать. Могут быть и другие причины.

Пониженный уровень компрессии в одном из цилиндров может быть следствием деформировавшихся из-за перегрева двигателя клапанов и поршней, масляных отложений в каналах впуска из-за нагара. Иногда достаточно просто заменить компоненты ДВС, но в случае с поршнями или задирами в цилиндрах понадобится капремонт.

На поломку могут указывать и другие симптомы, такие как «‎коптящий» выхлоп, дым с синеватым оттенком, масложор, троение ДВС, потеря тяги… Если вы стали замечать, что с авто происходит что-то неладное, например, после недавнего перегрева из-за пробуксовки на природе, — запишитесь онлайн на сервис от Kia. В мастерской специалисты замеряют давление в цилиндрах и проведут диагностику двигателя.

Вопросы и ответы

Как измеряют компрессию двигателя? Компрессия в цилиндрах определяется с помощью компрессометра. Это прибор, работающий по типу воздушного манометра. Он устанавливается на свечной колодец в цилиндре и измеряет уровень давления внутри.

Компрессия и степень сжатия — одно и то же? Нет, степень сжатия, одна из характеристик двигателя, — величина постоянная и рассчитываемая. Она равна отношению полного объёма цилиндра к объёму камеры сгорания. Степень сжатия показывает, во сколько раз сжимается топливо в цилиндре, и указывает, скажем, какое топливо нужно использовать. Например, у бензинового двигателя Kia Ceed степень сжатия находится на уровне 10.5, а у дизельного Kia Mohave — 16.0.

Компрессию можно рассчитать? Снова нет. Как мы уже сказали в самом начале, это измеряемая величина, а не рассчитываемая. Поскольку компрессия — плавающее число (в безобидных пределах), арифметически посчитать её нельзя. Давление в цилиндрах может меняться в зависимости от условий: температуры, влажности и атмосферного давления, состояния масла, оборотов двигателя.

За компрессией надо следить, пусть и не стоит делать этого ежемесячно, но уделять внимание «здоровью» автомобиля всё-таки нужно. От исправной работы элементов мотора зависит срок его службы, поэтому доверять диагностику и устранение неполадок необходимо специалистам официальных дилерских центров Kia.

Дело в деталях