Эволюция КПП была стремительной. Казалось бы, десятки лет все автомобили мира оснащались исключительно механическими агрегатами, а потом р-р-раз! — и за короткий промежуток времени разрабатывается целый набор вариантов: гидротрансформатор, «робот», вариатор...
Новых конструкций пока не создаётся, но имеющиеся продолжают модернизировать. К примеру, появилась трансмиссия с двойным сцеплением, сочетающая в себе лучшие элементы «механики» и «автомата». Конструкторам удалось достичь плавного переключения и топливной экономичности за счёт доработки и объединения двух механических коробок передач, управляемых компьютером. Сегодня я хочу показать это на примере роботизированной трансмиссии Smartstream 8DCT, которая устанавливается на Kia Sorento последнего поколения, и рассказать о её преимуществах.

Для начала разберёмся, как устроена МКПП
В механической коробке передач сложно добиться плавного переключения скоростей. Скорость движения при МКПП зависит от передаточного отношения подключенной шестерни. Для переключения передач в коробку встроены синхронизатор и блокирующее кольцо. Чтобы соединить муфту и шестерню, нужно прекратить подачу мощности на трансмиссию, ослабив сжатие дисков сцепления. В процессе синхронизации муфта и шестерня начинают вращаться с одной скоростью.
При нажатии на педаль сцепления мощность на трансмиссию перестаёт поступать . Блокирующее кольцо синхронизатора выравнивает скорость шестерни и вала с муфтой, прижимаясь к конусу. В этот момент муфта фиксирует шестерню и вал вместе.
Явный недостаток такой системы: при переключении скоростей прерывается подача мощности на ведущие колеса. Скорость автомобиля снижается, что особенно неудобно в пробках или на гололедице.
Выход есть — Dual Clutch Transmission
Smartstream 8DCT (Dual Clutch Transmission) лишена проблем более ранней версии. Упрощённо, это две усовершенствованные механические коробки, за которые отвечает электронный блок управления. Чётную и нечётную передачи контролируют ведомые диски сцепления, расположенные на двух первичных валах.

Удивительно, правда? Но на деле всё обстоит именно так. При таком механизме задействованы сразу две передачи: работает первая — вторая готовится к включению, работает третья — готовится четвёртая и так далее. В этот момент один диск сцепления отсоединяется от маховика и присоединяется другой.
Кроме того, коробка с двойным сцеплением оснащена синхронизаторами с фрикционным конусом и блокирующим кольцом для всех передач. Поэтому при движении вперёд можно подготовить к включению передачу заднего хода. В обычной МКПП это невозможно.
Главный плюс — сниженный расход топлива
Smartstream 8DCT «мокрого» типа использует для охлаждения масло, а не воздух, как это делает, например, «сухой» DCT. За эффективный расход топлива отвечает высокоточный электронный насос HF-EOP. Масло попадает в коробку для смазки шестерён. Система устроена так, что жидкость охлаждает диски сцепления, нагревающиеся во время переключения передач, и исключает износ коробки.
Нормальное давление для переключения передач обеспечивает электрический масляный насос высокого давления HP-EOP. Он включается, когда возникает необходимость поддержания давления в гидравлическом аккумуляторе коробки. Устройство самостоятельно определяет, когда для переключения требуется повышенное или пониженное давление. За счёт этого автомобиль потребляет меньше топлива в сравнении с классической автоматической коробкой передач.
Лучше, чем просто АКПП
Стандартная шестиступенчатая АКПП устроена гораздо сложнее Smartstream 8DCT, поэтому она дороже и тяжелее. «Автомату» необходим автоматический гидротрансформатор, который работает подобно гидравлической муфте. Из-за разницы скоростей вращения на входе и выходе гидротрансформатор выделяет тепло, и расход топлива возрастает.
Конструкция с двумя сцеплениями трансмиссии Smartstream 8DCT не перегревается даже на предельных нагрузках. При этом она способна точно и быстро переключать передачи — так же, как и АКПП. Трансмиссия Smartstream 8DCT подходит для мощных дизельных моторов, в которых крутящий момент превышает 402 Н∙м. Поэтому чаще роботизированную коробку устанавливают на кроссоверы и внедорожники.
Трансмиссия Smartstream 8DCT с двумя сцеплениями «мокрого» типа демонстрирует как быстро развивается индустрия. Эта коробка передач, вобравшая в себя лучшее от предыдущих моделей, гарантирует надёжность и качество в работе вашего автомобиля.
Электронный блок управления заранее подстраивается под условия вождения. Двигатель работает бесперебойно и надежно вне зависимости от обстоятельств. Нарушения исключены. Однако, как и любые другие механизмы, она требует своевременного обслуживания — поэтому не забывайте регулярно посещать ТО и обращаться к официальным дилерам Kia, если возникают поводы для беспокойства!