Водителям могут разрешить движение по автобусным полосам

Ехать по полосе для маршрутного транспорта и не платить штрафы — это ли не мечта для тысяч российских водителей? В 2024 году она может стать реальностью. Выделенные полосы вновь хотят открыть для автомобилистов. Депутаты Госдумы готовят законопроект, согласно которому штрафы за езду по «выделенке» взиматься не будут. 
Сергей
редактор новостного контента

Однако радоваться сильно не стоит. Согласно поправкам в статью 12.17 КоАП, свободное движение будет возможно только в ночной период с 22:00 до 06:00. 

Депутаты поясняют, что из-за ремонтных работ, которые чаще проводятся ночью, водителям иногда приходится выезжать на выделенные для общественного транспорта полосы. Несмотря на то, что происходит это не по доброй воле и не влияет на скорость движения общественного транспорта, дорожные камеры это не волнует — нарушителям всё равно прилетают «письма счастья». А между тем в Москве и Санкт-Петербурге штраф за это немалый: сейчас он составляет 3 000 ₽. Слегка утешает, правда, что в первые 20 дней после получения уведомления можно оплатить его со скидкой 50%.  

Предложение депутатов направлено в правительство для получения отзыва. Если законопроект будет одобрен, административная ответственность для водителей и собственников транспортных средств за проезд по полосе для маршрутных транспортных средств в ночное время будет исключена.

Конечно, любой водитель может отвлечься на секунду и случайно покинуть пределы своего ряда. Однако для владельцев автомобилей Kia эта ситуация практически исключена благодаря Системе предотвращения выезда из полосы движения (LKA). Она постоянно следит за дорожной разметкой с помощью камеры в верхней части лобового стекла. Если вы нечаянно наедете на границу полосы, система подаст сигнал, а при необходимости поможет вернуть автомобиль в занимаемый ряд.

Правила движения по выделенной полосе

Пока закон находится на рассмотрении, расслабляться не советую даже по ночам: следите за разметкой и знаками, чтобы избежать лишних штрафов. Предлагаю вспомнить основные моменты, касающиеся езды по полосам для маршрутных ТС.

Если вам нужно повернуть направо через выделенную полосу, перестраиваться на неё можно только на участке, обозначенном прерывистой линией. Аналогичная ситуация с выездом на перекрёсток и дальнейшей сменой направления движения. После поворота есть несколько десятков метров, чтобы перестроиться с автобусной полосы на общую. Кто не успел — тот получил штраф, всё просто.

Высадка и посадка пассажира на автобусной полосе, согласно ПДД, тоже возможна, но камеры, скорее всего, расценят этот манёвр неправомерным, и здравствуй, новый штраф. Лучше доехать до остановки и высадить пассажира там, главное помните, что сделать это нужно не создавая помех общественному транспорту. 

Кстати, если вам требуется прервать движение и недолго постоять, но это не связано с посадкой и высадкой пассажиров, автобусные остановки не подходят. На них можно оставаться дольше пяти минут только в случае чрезвычайной ситуации: если стало нехорошо или сломался автомобиль, причём в случае с поломкой придётся еще по всем правилам позади автомобиля выставить треугольник аварийной остановки.

Напоследок — несколько интересных фактов о «выделенках»

  1. Первая выделенная полоса появилась в Москве в 2009 году на Волоколамском шоссе. Сейчас, по словам главы столичного департамента транспорта Максима Ликсутова, по полосам для общественного транспорта проложено более 460 маршрутов.
  2. Выделенные полосы существуют в 63 городах России. Хотя в малых городах, где автобусное движение не слишком интенсивное, идея плохо прижилась: отдельные полосы для общественного транспорта привели к коллапсу на дорогах, и от них пришлось отказаться.
  3. По данным Мосгортранса, средняя скорость самых быстрых автобусов в час пик Москве — 20,7 км/ч. Если бы полосы для общественного транспорта были на каждой московской улице, то, с севера на юг Москвы на автобусе  можно было бы доехать за два часа, а с востока на запад — за час.
  4. Появление одной выделенной полосы в среднем увеличивает скорость движения общественного транспорта на 30%. При этом на участках с выделенными полосами на 40% снижается число аварий с участием автобусов.
  5. Двигаться по полосам для маршрутного транспорта в разное время предлагали разрешить автомобилям с тремя пассажирами, абсолютно всем авто по ночам, малолитражкам, мотоциклистам. Однако по сей день, помимо автобусов и троллейбусов, ездить по ним разрешено только такси со специальным разрешением.
  6. До осени 2020 года водители могли свободно передвигаться по выделенным полосам в выходные дни.

Не знаю, как вы, а я обычно не испытываю проблем с перемещениями по городу в ночное время, ведь дороги становятся намного свободнее. Давайте дождёмся следующего года и посмотрим, вступит ли нововведение в силу и принесёт ли оно пользу. Как бы то ни было, возможность избежать даже гипотетического штрафа — это уже отлично.

Авто тренды